ФГОС, образовательный стандарт
Впервые за много лет Минобрнауки представлен на обсуждение столь квалифицированный и содержательный документ. Дело даже не в том, что он снимает многие опасения, связанные с перспективой «стандартизации» дошкольного образования. Он задает саму эту перспективу как одну из стратегических линий его развития, открывая самые широкие возможности для включения в этот процесс всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. Как скоординировать их усилия, - пока открытый вопрос, но ответа на него нельзя требовать от разработчиков стандарта, которые и так сделали многое, прежде всего – главное. А именно – все необходимое (в рамках поставленной перед ними задачи) для того, чтобы дошкольное образование превратилось в «полновесную» образовательную ступень, или уровень, согласно новому закону об образовании, с сохранением его исключительной, предельной самобытности, которая как раз и придает ему «образовательную ценность».
Стандарт ориентирован не только на поддержку «разнообразия детства», но и вариативности развивающих форм этой поддержки. Четкий и понятный управленческий документ с прозрачной расстановкой образовательных приоритетов выстроен на вполне определенной научной основе, которая создана у нас и избрана опорой в дошкольном образовании многих стран мира. Идея самоценности дошкольного детства - впервые в подобном «формате» - насыщена рабочим содержанием. Стандарт «оживляет», наполняет предметным смыслом, а где-то и «собирает в целое» положения ст. 64 закона «Об образовании в РФ», позволяет по-настоящему запустить механизм ее «работы». Он, в отличие от ФГТ, отвечает духу всего лучшего, что создано на данный момент в российском дошкольном образовании, более того, является своего рода «охранной грамотой» от различных форм разрушительного администрирования. Более того, ужесточает требования, в первую очередь, к управленческому профессионализму. И предоставляет условия для профессионального и личностного роста взрослых в педагогическом творчестве. Это – стандарт качества дошкольного образования, качества полноценной творческой жизни детей и взрослых в ДОУ, а не штамп для тиражирования бумажных форм.
Очень важно, что стандарт можно рассматривать и как задел для решения следующей задачи - создания Национальной доктрины дошкольного образования, штрихи которой просматриваются в документе, имеющем несомненное образовательно-политическое значение.
Реализуемость в исторически обозримые сроки, возможность фиксировать достижения реализации методами, свободными от избытков формализации, установка на достижение больших целей, минуя сверхнормативные нагрузки на государственный и семейный бюджет, и многое другое – несомненные достоинства этого «нестандартного стандарта».
Возможно, отдельные формулировки документа нуждается в коррективах. Но, представляется, что в целом, он может быть принят в своей исходной редакции.
На официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации опубликован проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Разработкой проекта стандарта дошкольного образования занимается специально созданная 30 января 2013 года рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Асмоловым.
ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в терминах развития ребенка в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества.
Стандарт должен нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.
Стандарт учитывает:
самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;
социокультурное разнообразие детства;
возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;
потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья;
возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.
Минобрнауки России предлагает принять участие в обсуждении проекта федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и направить свои предложения в Министерство по адресам электронной почты: Skorolupova@mon.gov.ru, kostyuk-ny@mon.gov.ru.
Родителям о ФГОС
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон "Об образовании в Российской Федерации", который закрепляет дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования. Новый статус "дошкольников" предусматривает разработку Федерального государственного стандарта дошкольного образования - впервые в истории российского образования. Разработчики назвали его "стандарт поддержки разнообразия детства".
Зачем нужен ФГОС дошкольного образования?
- Стандарт для "дошкольников" - это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. Стандарт не предусматривает никакой итоговой аттестации, это норма закона. При этом с помощью мониторинговых исследований на разных этапах можно и нужно фиксировать уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, над чем работать дальше. Внимание к стандарту особенное, потому что дошкольное детство - это тот период жизни ребёнка, когда семья проявляет к нему максимальный интерес.
Дошкольное образовательное учреждение превращается в образовательную организацию, в которой реализация основной образовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня. Все дети предшкольного возраста должны быть обеспечены возможностью получения дошкольного образования. Плата с родителей (законных представителей) взимается за присмотр и уход за ребенком. Реализация образовательной программы предоставляется бесплатно.
В нашем дошкольном учреждении для введения ФГОС ДО педагогический коллектив разработал План введения федеральных образовательных стандартов.
В детском саду проведён анализ условий введения ФГОС ДО.
План введения ФГОС ДО в МБДОУ детском саду
Аналитическая справка введения ФГОС ДО
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
КАРТА САМООЦЕНКИ готовности образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования (ДОО), к введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) (скачать)
Положение о системе оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО