Утверждаю
Заведующая ____________Жданова С.И.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий |
Время проведения в режиме дня |
Особенности методики проведения |
Ответственный |
|
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья |
||||
Ритмопластика |
Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста |
Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка |
музыкальный руководитель, воспитатели |
|
Динамические паузы |
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей |
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия |
Воспитатели |
|
Подвижные и спортивные игры |
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп |
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр |
Воспитатели |
|
Релаксация |
В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп |
Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы |
Воспитатели |
|
Технологии эстетической направленности |
Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп
|
Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса |
Все педагоги ДОУ |
|
Гимнастика пальчиковая |
С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно |
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) |
Воспитатели, логопед |
|
Гимнастика для глаз |
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста |
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога |
Все педагоги |
|
Гимнастика дыхательная |
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
|
Все педагоги |
|
Гимнастика бодрящая |
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. |
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ |
Воспитатели |
|
Гимнастика корригирующая |
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей |
Воспитатели |
|
Гимнастика ортопедическая |
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
|
Воспитатели, руководитель физического воспитания |
|
2. Технологии обучения здоровому образу жизни |
||||
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) |
В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом |
Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности |
Воспитатели |
|
Физкультурное занятие2-3 раза в неделю. |
|
Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. |
Воспитатели |
|
Коммуникатив-ные игры |
1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста |
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. |
Воспитатели |
|
Занятия из серии «Здоровье» |
1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста |
Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития |
Воспитатели |
|
Самомассаж
|
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
|
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму |
Воспитатели, ст. медсестра |
|
3. Коррекционные технологии |
||||
Сказкотерапия |
2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста |
Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей |
Воспитатели |
|
Технологии музыкального воздействия |
|
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей |
Муз. руководитель |
|
Технологии воздействия цветом |
Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач |
Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка |
Воспитатели |
|